А вот тут наступило время рубрики "разговоры о причинах". Сразу скажу - фактической причины произошедшего я не знаю, есть лишь парочка обоснованных предположений.
Предположение 1.
Есть у меня товарищ электронщик-схемотехник, разработчик сложных электронных микропроцессорных устройств, программист этих самых микроконтроллеров, который не просто разработчик, а ещё производитель, наладчик и продавец
В общем, человек, до мозга костей проникнутый темой микроэлектроники, и к чьему мнению на эту тему просто глупо не прислушиваться. Вдобавок он ещё и заядлый автолюбитель, имеющий далеко не отдалённое представление об автомобилях, и поэтому ездящий на Кашкае второго поколения
Так вот, этот человек ещё на начальном этапе моих поисков причины высказал мнение, что дело в неисправности ПППЗУ (она же EEPROM). По его мнению микросхемы памяти тех лет имели весьма ограниченный ресурс. Да, 1 млн циклов перезаписи звучит жизнеутверждающе, но во-первых, это теоретический ресурс, а во-вторых, если постоянно писать в одну и ту же ячейку памяти, этот миллион, на самом деле, очень быстро закончится. Структура памяти в прошивках микропроцессорных блоков имеет абсолютную адресацию, то есть одним и тем же данным отведены строго определённые ячейки памяти. В общем, по всей видимости, при каждом считывании ключа зажигания происходят какие-то процессы перезаписи данных иммобилайзера, что в определённый момент ячейки памяти этих данных помирают. А учитывая то, что, судя по всему, идёт постоянный опрос, зависит это всё не от количества пусков, а от количества мотор-часов. То есть, теоретически, рано или поздно это должно будет произойти с каждым. Это мнение как причина подтверждается тем фактом, что отваливается именно иммобилайзер, в остальном с автомобилем всё нормально - всё работает. Сейчас, после отключения синхронизации ЭБУ с BSI по коду разблокировки, он прекрасно заводится, хотя раньше, перед смертью, как я писал - заводился вяло, а больше с автомобилем ничего не делалось. Именно поэтому нет смысла оставлять тот же блок. Да, есть вариант, о котором в предыдущем сообщении написал
dimok43 - переадресовать запись данных иммобилайзера (или, как сказано - ошибок иммобилайзера, а фактически - логов иммобилайзера) в другие свободные ячейки. Но это, на мой взгляд, надо быть очень крутым чипологом, чтобы ничего при такой переадресации не зацепить. Даже вышеозвученный товарищ такого варианта не рассматривал, а по своему производственному обыкновению посоветовал перепаять микросхему EEPROM
И на сколько я понимаю, речь здесь идёт о блоке BSI, а не ЭБУ.
Предположение 2.
С другой стороны есть мнение очень толкового автомастера, что причина скорее всего кроется в банальных проблемах питания: плюсы, массы. Электроника очень чувствительна к этому, и возможно тот же EEPROM выносит по причине плохого питания. В поддержку этой версии выступает тот факт, что я перед глюком, опять же - довольно продолжительное время, но уже после замены аккумулятора, замечал, как притухал свет фар под нагрузкой. Только уже, правда, не помню под какой именно, просто замечал факт притухания. Эта версия была озвучена первой и при очередной попытке диагностики я попробовал померить сопротивление между корпусом ЭБУ и минусовой клеммой аккумулятора. На холодную там было 4,8 Ом, что меня, естественно, насторожило. Мерил в нескольких местах корпуса: и с торца, и сбоку, и на крепёжном винте - везде результат был один. Я подкинул массу принудительно от аккумулятора до корпуса прикурочными крокодилами - снизилось до 0,5 Ом. Вот, думаю, где собака-то. Но, разумеется, попытки пуска после этого были безуспешными, и блок продолжал быть заблокированным. Правда, после этого измерение сопротивления уже с откинутыми крокодилами показало 0,3 Ом
Ну и опять же, почему отстрелило именно в иммобилайзер? Не может же микросхема умереть частично. Причём у всех, кто сталкивается с этой ситуацией. Хотя, возможно, именно из-за постоянной записи ячеек памяти данных иммобилайзера сбой питания бьёт именно по ним, т.к. именно они в этот момент перезаписываются. Но, измерял я сопротивление массы на ЭБУ, а помирает-то BSI. Не плохо бы было выяснить, как там обстоят дела с массой, чего я не делал.
В общем, как обычно, истина, скорее всего - где-то промеж. Не только ресурс EEPROM-а, но и банальный недоконтакт, подгнившие провода или умирающий аккумулятор могли бы приводить к этой ситуации.