Катализатор или Каталитический конвертер.
-
Автор темы - Участник
- Сообщения: 413
- Зарегистрирован: 25 ноя 2012, 21:08
- Реальное имя: Андрей
- Машина: C3 picasso, 2010, 95л.с. МКПП Comfort
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 38 раз
Катализатор или Каталитический конвертер.
Катализатор или Каталитический конвертер
Так как у многих наших соклубников возникает много вопросов, по поводу работы катализатора, выход его из строя и т.п., я решил создать тему где постараюсь внести ясности в этот вопрос.
И так начнем с основ, что такое катализатор и принцип катализа.
Катализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции[1]. Количество катализатора, в отличие от реагентов, после реакции не изменяется. Важно понимать, что катализатор участвует в реакции. Обеспечивая более быстрый путь для реакции, катализатор реагирует с исходным веществом, получившееся промежуточное соединение подвергается превращениям и в конце расщепляется на продукт и катализатор. Затем катализатор снова реагирует с исходным веществом, и этот каталитический цикл многократно повторяется.
И как это применяется в автомобиле.
Каталитический конвертер — нейтрализатор (англ. catalytic converter) — устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Основным требованием к успешной работе катализатора является стехиометрическое соотношение топлива и кислорода.
Из этого определения мы теперь понимаем зачем двигателю соотношение воздух\топливо 14.7\1, для этого и существуют все современные системы впрыска, регулировки фаз и сама система управления двигателем(ЭБУ).
И так, из чего же состоит катализатор и как он выглядит внутри.
В каталитических преобразователях существуют два различных типа катализаторов: восстанавливающий катализатор и окислительный катализатор. Оба типа состоят из керамической структуры, покрытой металлическим катализатором (обычно это платина, родий и/или палладий). Идея заключается в том, чтобы создать структуру, которая подставляет под поток выхлопных газов максимальную площадь катализатора и свести к минимуму задействованное при этом количество самого катализатора, так как используемые материалы весьма дороги. В некоторых преобразователях даже стали использовать золото с примесью более традиционных катализаторов. Золото дешевле по сравнению с остальными катализаторами, и может повысить степень окисления на 40 процентов, что необходимо для снижения количества вредных газов.
Не думайте сдавать катализатор драг металлов там мало) Хотя в мире практикуется сдачу отработавших свое катализаторов, я даже гдето на просторах нашего великого интернета встречал, что его забирают за 3000-5000 рублей.
Вот две характеристики того, что катализатор кончился.
Первый, когда каталитический нейтрализатор забивается, и снижается его пропускная способность. Водитель чувствует, что машина не «тянет». Автомобиль разгоняется медленнее, ухудшается динамика разгона, падает мощность. У автомобиля растут обороты, а на холостом ходу стрелка оборотов прыгает. Второй, более критичный, - если катализатор разрушился. Тогда водителя будет беспокоить дребезжание рассыпавшихся керамических сот или гул пустого бачка.
Далее приведу статью с форума, где человек предлагает один из способов определения неисправности катализатора.
Как проверить катализатор? Наиболее простой и действенный метод - снять катализатор и осмотреть его. Состояние сот в целом и забитость сот на просвет. Но есть здесь одно "НО" - крепление катализатора порой настолько прикипает, что снятие превращается в длительное и увлекательное занятие (я 3 часа откручивал две задних гайки крепления. И смог открутить только распилив их пополам!). Тем более что работать придется снизу машины.
Проверить катализатор можно замерив выхлоп на содержание вредных веществ ( при неисправности катализатора содержание вредных веществ увеличивается по сравнению с полностью исправным авто) и проверив противодавление на выпуске ( признаки забитого катализатора - повышенное сопротивление и как следствие давление). Для более объективной оценки состояния стоит совмещать оба этих способа.
Для проверки состояния катализатора (по создаваемому противодавлению):
измеряется обратное давление отработавших газов , что позволяет определить необходимость замены или удаления катализатора. Для этого перед катализатором ввариваются отборочные штуцеры для отбора выхлопных газов. Целесообразно использовать штуцеры с резьбой и формой канала аналогичные штуцерам тормозных трубок. После завершения измерений в штуцеры завинчиваются пробки-заглушки. Эти пробки желательно изготовить из латуни, чтобы обеспечить их свободное отворачивание в процессе эксплуатации. Для измерений в штуцер заворачивается тормозная трубка длиной 400-500 мм, которая будет рассеивать избыточное тепло. На обратный конец трубки надевается резиновый шланг, с другой стороны подсоединяемый к манометру с диапазоном измерений до 1 кг/см3. Необходимо следить, чтобы шланг не касался деталей выпускной системы.
Обратное давление измеряется при разгоне автомобиля с полностью открытой дроссельной заслонкой. Давление по манометру определяют во время разгона при росте оборотов и записывают эти значения при разных значениях оборотов. Если значения обратного давления при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой превышают 0,35 кг/см3 в какой-либо области оборотов, то выпускная система нуждается в доработке.
Это был желаемый метод проверки катализатора, однако в реалии вварка штуцеров дело мутное, поэтому я делаю так:
Выкручиваю лямбду стоящую перед катализатором и через переходик вставляю манометр (желательно поточнее до 1 кг/см3).
В роли переходника пойдет даже подходящий резиновый шланг облагороженный ножиком (главное герметичность).
Для наглядности продемонстрирую инструмент для профессионального обслуживания. По сути это фабричный аналог того что я описал выше.
Мерить при помощи шланга.
Итак:
- Заводим и смотрим сколько показывает манометр (это и есть противодавление на выпуске).
- Помощник поднимает обороты до 3000 , смотрим.
- Помощник поднимает обороты до 5000 , смотрим.
Не перекручиваем двигатель! Достаточно 5-7 секунд.
Не стоит использовать манометр меряющий до 3 кгс- он давление может даже не почувствовать. Максимум на манометре 2кгс, лучше 0,5. (иначе погрешность будет соизмерима с величиной измерения)
у меня был манометр не совсем подходящий, но при этом максимум был 0,5кг пиком во время резкого набора оборотов с ХХ до 5000 (манометр просто дёрнулся и упал на "0" ) . так вот это не считается.
А по уму стояло бы совместить два этих метода так:
1) Выкрутить лямбду стоящую перед катализатором
2) вместо лямбды вкрутить штуцер
3) к штуцеру прикрутить кусок тормозной трубки (есть такие с накидными болтами)
4) на конец трубки надеть шланчик, и просунуть его аккуратно в салон
5) ну и дальше как в первом случае :
с другой стороны подсоединяемый к манометру с диапазоном измерений до 1 кг/см3. Необходимо следить, чтобы шланг не касался деталей выпускной системы.
Обратное давление измеряется при разгоне автомобиля с полностью открытой дроссельной заслонкой. Давление по манометру определяют во время разгона при росте оборотов и записывают эти значения при разных значениях оборотов. Если значения обратного давления при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой превышают 0,35 кг/см3 в какой-либо области оборотов
6) из-за не работающей (выкрученной лямбды будет гореть чек, ну и бог с ним), после установки её на место чеку погаснет.
7) Предел 0,35 кг/см3 взят для тюнинговых авто, для нормальных подержанных авто думаю можно расширить допуск до 0,5 кг/см3
Если диагностика состояния катализатора показала повышенное сопротивление проходу отработавших газов, то необходимо промыть катализатор, если вскрытие покажет что промывка невозможна (механическое повреждение) то следует заменить катализатор, в случае, когда замена катализатора экономически не целесообразна - удалить катализатор.
Статья взята от сюда.
Так как у многих наших соклубников возникает много вопросов, по поводу работы катализатора, выход его из строя и т.п., я решил создать тему где постараюсь внести ясности в этот вопрос.
И так начнем с основ, что такое катализатор и принцип катализа.
Катализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции[1]. Количество катализатора, в отличие от реагентов, после реакции не изменяется. Важно понимать, что катализатор участвует в реакции. Обеспечивая более быстрый путь для реакции, катализатор реагирует с исходным веществом, получившееся промежуточное соединение подвергается превращениям и в конце расщепляется на продукт и катализатор. Затем катализатор снова реагирует с исходным веществом, и этот каталитический цикл многократно повторяется.
И как это применяется в автомобиле.
Каталитический конвертер — нейтрализатор (англ. catalytic converter) — устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Основным требованием к успешной работе катализатора является стехиометрическое соотношение топлива и кислорода.
Из этого определения мы теперь понимаем зачем двигателю соотношение воздух\топливо 14.7\1, для этого и существуют все современные системы впрыска, регулировки фаз и сама система управления двигателем(ЭБУ).
И так, из чего же состоит катализатор и как он выглядит внутри.
В каталитических преобразователях существуют два различных типа катализаторов: восстанавливающий катализатор и окислительный катализатор. Оба типа состоят из керамической структуры, покрытой металлическим катализатором (обычно это платина, родий и/или палладий). Идея заключается в том, чтобы создать структуру, которая подставляет под поток выхлопных газов максимальную площадь катализатора и свести к минимуму задействованное при этом количество самого катализатора, так как используемые материалы весьма дороги. В некоторых преобразователях даже стали использовать золото с примесью более традиционных катализаторов. Золото дешевле по сравнению с остальными катализаторами, и может повысить степень окисления на 40 процентов, что необходимо для снижения количества вредных газов.
Не думайте сдавать катализатор драг металлов там мало) Хотя в мире практикуется сдачу отработавших свое катализаторов, я даже гдето на просторах нашего великого интернета встречал, что его забирают за 3000-5000 рублей.
Вот две характеристики того, что катализатор кончился.
Первый, когда каталитический нейтрализатор забивается, и снижается его пропускная способность. Водитель чувствует, что машина не «тянет». Автомобиль разгоняется медленнее, ухудшается динамика разгона, падает мощность. У автомобиля растут обороты, а на холостом ходу стрелка оборотов прыгает. Второй, более критичный, - если катализатор разрушился. Тогда водителя будет беспокоить дребезжание рассыпавшихся керамических сот или гул пустого бачка.
Далее приведу статью с форума, где человек предлагает один из способов определения неисправности катализатора.
Как проверить катализатор? Наиболее простой и действенный метод - снять катализатор и осмотреть его. Состояние сот в целом и забитость сот на просвет. Но есть здесь одно "НО" - крепление катализатора порой настолько прикипает, что снятие превращается в длительное и увлекательное занятие (я 3 часа откручивал две задних гайки крепления. И смог открутить только распилив их пополам!). Тем более что работать придется снизу машины.
Проверить катализатор можно замерив выхлоп на содержание вредных веществ ( при неисправности катализатора содержание вредных веществ увеличивается по сравнению с полностью исправным авто) и проверив противодавление на выпуске ( признаки забитого катализатора - повышенное сопротивление и как следствие давление). Для более объективной оценки состояния стоит совмещать оба этих способа.
Для проверки состояния катализатора (по создаваемому противодавлению):
измеряется обратное давление отработавших газов , что позволяет определить необходимость замены или удаления катализатора. Для этого перед катализатором ввариваются отборочные штуцеры для отбора выхлопных газов. Целесообразно использовать штуцеры с резьбой и формой канала аналогичные штуцерам тормозных трубок. После завершения измерений в штуцеры завинчиваются пробки-заглушки. Эти пробки желательно изготовить из латуни, чтобы обеспечить их свободное отворачивание в процессе эксплуатации. Для измерений в штуцер заворачивается тормозная трубка длиной 400-500 мм, которая будет рассеивать избыточное тепло. На обратный конец трубки надевается резиновый шланг, с другой стороны подсоединяемый к манометру с диапазоном измерений до 1 кг/см3. Необходимо следить, чтобы шланг не касался деталей выпускной системы.
Обратное давление измеряется при разгоне автомобиля с полностью открытой дроссельной заслонкой. Давление по манометру определяют во время разгона при росте оборотов и записывают эти значения при разных значениях оборотов. Если значения обратного давления при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой превышают 0,35 кг/см3 в какой-либо области оборотов, то выпускная система нуждается в доработке.
Это был желаемый метод проверки катализатора, однако в реалии вварка штуцеров дело мутное, поэтому я делаю так:
Выкручиваю лямбду стоящую перед катализатором и через переходик вставляю манометр (желательно поточнее до 1 кг/см3).
В роли переходника пойдет даже подходящий резиновый шланг облагороженный ножиком (главное герметичность).
Для наглядности продемонстрирую инструмент для профессионального обслуживания. По сути это фабричный аналог того что я описал выше.
Мерить при помощи шланга.
Итак:
- Заводим и смотрим сколько показывает манометр (это и есть противодавление на выпуске).
- Помощник поднимает обороты до 3000 , смотрим.
- Помощник поднимает обороты до 5000 , смотрим.
Не перекручиваем двигатель! Достаточно 5-7 секунд.
Не стоит использовать манометр меряющий до 3 кгс- он давление может даже не почувствовать. Максимум на манометре 2кгс, лучше 0,5. (иначе погрешность будет соизмерима с величиной измерения)
у меня был манометр не совсем подходящий, но при этом максимум был 0,5кг пиком во время резкого набора оборотов с ХХ до 5000 (манометр просто дёрнулся и упал на "0" ) . так вот это не считается.
А по уму стояло бы совместить два этих метода так:
1) Выкрутить лямбду стоящую перед катализатором
2) вместо лямбды вкрутить штуцер
3) к штуцеру прикрутить кусок тормозной трубки (есть такие с накидными болтами)
4) на конец трубки надеть шланчик, и просунуть его аккуратно в салон
5) ну и дальше как в первом случае :
с другой стороны подсоединяемый к манометру с диапазоном измерений до 1 кг/см3. Необходимо следить, чтобы шланг не касался деталей выпускной системы.
Обратное давление измеряется при разгоне автомобиля с полностью открытой дроссельной заслонкой. Давление по манометру определяют во время разгона при росте оборотов и записывают эти значения при разных значениях оборотов. Если значения обратного давления при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой превышают 0,35 кг/см3 в какой-либо области оборотов
6) из-за не работающей (выкрученной лямбды будет гореть чек, ну и бог с ним), после установки её на место чеку погаснет.
7) Предел 0,35 кг/см3 взят для тюнинговых авто, для нормальных подержанных авто думаю можно расширить допуск до 0,5 кг/см3
Если диагностика состояния катализатора показала повышенное сопротивление проходу отработавших газов, то необходимо промыть катализатор, если вскрытие покажет что промывка невозможна (механическое повреждение) то следует заменить катализатор, в случае, когда замена катализатора экономически не целесообразна - удалить катализатор.
Статья взята от сюда.
Жизнь - это череда переосмыслений жизненных ценностей и приоритетов.
Я на ДРАЙВЕ
Я на ДРАЙВЕ
-
- дядя Юра
- Сообщения: 11815
- Зарегистрирован: 10 мар 2010, 20:29
- Реальное имя: Юрий
- Машина: С3P 2012г. confort 1,4 имя "White Horse"
- Откуда: Малоярославец
- Благодарил (а): 1084 раза
- Поблагодарили: 859 раз
- Возраст: 62
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
Имеет место быть... И именно спереди.hwguide писал(а): Тогда водителя будет беспокоить дребезжание рассыпавшихся керамических сот или гул пустого бачка.
Нет непреодолимых трудностей. Есть трудности, которые лень преодолевать.
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
Дядь Юр ну мы ж тебе говорилиЮниан писал(а): Имеет место быть... И именно спереди.
-
- дядя Юра
- Сообщения: 11815
- Зарегистрирован: 10 мар 2010, 20:29
- Реальное имя: Юрий
- Машина: С3P 2012г. confort 1,4 имя "White Horse"
- Откуда: Малоярославец
- Благодарил (а): 1084 раза
- Поблагодарили: 859 раз
- Возраст: 62
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
maxdamage Теперь жду субботы, чтобы ещё и "эти" сказали...
Нет непреодолимых трудностей. Есть трудности, которые лень преодолевать.
-
- дядя Юра
- Сообщения: 11815
- Зарегистрирован: 10 мар 2010, 20:29
- Реальное имя: Юрий
- Машина: С3P 2012г. confort 1,4 имя "White Horse"
- Откуда: Малоярославец
- Благодарил (а): 1084 раза
- Поблагодарили: 859 раз
- Возраст: 62
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
maxdamage Во всяком случае, буду настойчиво их подталкивать в "эту сторону".
Нет непреодолимых трудностей. Есть трудности, которые лень преодолевать.
-
- Ветеран клуба
- Сообщения: 3393
- Зарегистрирован: 27 мар 2012, 09:04
- Реальное имя: Евгений
- Машина: С3пикассо 2011,115лс.конфорт серебристый
- Откуда: Барнаул
- Благодарил (а): 188 раз
- Поблагодарили: 830 раз
- Возраст: 77
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
АНДРЕЙ, откуда информация про золото? Ничего не путаешь?hwguide писал(а): В некоторых преобразователях даже стали использовать золото
Добавлено спустя 4 минуты 43 секунды:
ЮРИЙ, пусть еще раз проверят фазы (когда меняли цепь - откручивали шкив коленвала, если слабо затянули то возможно смещение фаз).Юниан писал(а):maxdamage Теперь жду субботы, чтобы ещё и "эти" сказали...
Жизнь- это деяние..... (Н.И. Лобачевский).
-
- Ветеран клуба
- Сообщения: 554
- Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 21:34
- Реальное имя: Александр
- Машина: С3 Picasso 2010 92 л.с. HDI Comfort.
- Откуда: ДНР-Израиль
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 25 раз
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
Юниан У меня на Пассате долго не могли найти причину падения мощности. При нагрузке комп выключал турбину (не всегда). Поменяли кучу датчиков,но проблема возвращалась. И только когда мастер стукнул кулаком по катализатору,услышали странный звук.Оказалось это он косячил. Пробег был где-то 150 тыс.
Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.(М. Булгаков)
-
- дядя Юра
- Сообщения: 11815
- Зарегистрирован: 10 мар 2010, 20:29
- Реальное имя: Юрий
- Машина: С3P 2012г. confort 1,4 имя "White Horse"
- Откуда: Малоярославец
- Благодарил (а): 1084 раза
- Поблагодарили: 859 раз
- Возраст: 62
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
жан Не думаю... С этой стороны подвоха нет. Машина работает в штатном режиме (во всяком случае хуже не стало). Напрягает другое: ищут причину методом "тыка".
Далее прошу по теме, а то вместе с чисткой удалится полезная инфа.
Далее прошу по теме, а то вместе с чисткой удалится полезная инфа.
Нет непреодолимых трудностей. Есть трудности, которые лень преодолевать.
-
- Участник
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 06 июн 2012, 18:40
- Реальное имя: владислав
- Машина: c3 picasso 2010 115 мкпп комфорт
- Откуда: новочеркасск
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
У нас стоят 2 датчика кислорода ,если посыпется катализатор ,то высветится ошибка. Пробовал на ЕВРО 3 снять катализатор ,так диагностический датчик кислорода выдал ошибку.
-
- Ветеран клуба
- Сообщения: 3393
- Зарегистрирован: 27 мар 2012, 09:04
- Реальное имя: Евгений
- Машина: С3пикассо 2011,115лс.конфорт серебристый
- Откуда: Барнаул
- Благодарил (а): 188 раз
- Поблагодарили: 830 раз
- Возраст: 77
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
При неисправном катализаторе будет показывать ошибку лямбда-зонд за катализатором (для контроля его работы он там и стоит).vchernilov писал(а):У нас стоят 2 датчика кислорода ,если посыпется катализатор ,то высветится ошибка. Пробовал на ЕВРО 3 снять катализатор ,так диагностический датчик кислорода выдал ошибку.
Жизнь- это деяние..... (Н.И. Лобачевский).
-
- Участник
- Сообщения: 236
- Зарегистрирован: 11 дек 2011, 13:33
- Реальное имя: Aleksei
- Машина: Citroen C3 Picasso и Citroen Jumper minibus
- Откуда: Samara
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 78 раз
- Возраст: 44
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
Выбивается кат, мозг перепрошивается ( не дорого), и все. Второй лямбда зонд отключается при этом. Для избежания дребезга ( бочка пустая гремит ), вместо ката вваривают трубу нужного диаметра. Атмосферу конечно загрязняем, но мощность при этом поднимаем, примерно 5-7 %.
Последний раз редактировалось Aleksei-63rus 07 дек 2012, 10:15, всего редактировалось 1 раз.
-
Автор темы - Участник
- Сообщения: 413
- Зарегистрирован: 25 ноя 2012, 21:08
- Реальное имя: Андрей
- Машина: C3 picasso, 2010, 95л.с. МКПП Comfort
- Благодарил (а): 30 раз
- Поблагодарили: 38 раз
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
жан
Там есть техническое золото, оно очень хим активно.
Не всегда, если он забит на половину, то не будет ошибки на второй лямбде, а вот первая сгорит)жан писал(а):При неисправном катализаторе будет показывать ошибку лямбда-зонд за катализатором (для контроля его работы он там и стоит).
Там есть техническое золото, оно очень хим активно.
Жизнь - это череда переосмыслений жизненных ценностей и приоритетов.
Я на ДРАЙВЕ
Я на ДРАЙВЕ
-
- Участник
- Сообщения: 449
- Зарегистрирован: 11 фев 2011, 22:13
- Реальное имя: Эдуард
- Машина: C3 Picasso, 2010, 95 л.с. МКПП, Confort
- Откуда: ХМАО, г. Белоярский
- Благодарил (а): 46 раз
- Поблагодарили: 118 раз
- Возраст: 51
- Контактная информация:
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
Можно тупо выбить соты катализатора, вторую лямбду через проставку установить дальше, чтоб не лажала и вперед, правда машина рычит потом как "Волга" и воняет, знаю это по митсу паджеро у друга
Как известно, Бог создал людей, а полковник Кольт уравнял их в правах.
-
- Участник
- Сообщения: 481
- Зарегистрирован: 13 фев 2011, 23:25
- Реальное имя: Антон
- Машина: C3 picasso,2013,115л.с.,ркпп,exclusive,белый перл
- Откуда: Кашира
- Благодарил (а): 53 раза
- Поблагодарили: 87 раз
- Возраст: 43
Re: Катализатор или Каталитический конвертер.
Вот именно! можно сделать вот так как сделал мой коллегаhwguide писал(а):Геннадий Его там миллиграммы)
eduard Надо ставить пламягаситель и чиповать, тогда не так все печально будет)
http://www.drive2.ru/cars/opel/astra_gt ... 8554/#post
Цели он приследовал другие но смысл один и тот же, всё убрать!
Клубимся потихоньку- АЗЛК клуб, Крайслер клуб, Логан клуб,
Клубная карта N54
Клубная карта N54